Get Adobe Flash player

Речь – одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста. И если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 - 6 годам, то это затрудняет развитие на более поздних возрастных этапах.

 От того, как развита речь ребенка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.  Четкая и понятная речь «потянет» за собой: развитие мышления – овладение системой понятий, умение рассуждать и анализировать,  памяти,  внимания,  а также познавательного интереса. В итоге внятная, понятная и четкая речь влияет и на формирование мировоззрения.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка.

Основные методы обучения детей с дефицитарным развитием речи определяются особенностями их мышления, носят наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Необходимо наличие опоры на наглядный образец, вовлечение в процесс обучения одновременно нескольких анализаторов, обязательное соотнесение слова с обозначенным предметом, действием, признаком.

На основании вышесказанного я применяю  в работе с детьми с нарушениями речи способ использования наглядного моделирования.

Свой выбор я сделала, опираясь на:

- наблюдения К.И.Чуковского о связи между детскими стихами и рисунками, о параллельном развитии рисунка и речи.

- рекомендации В.К.Воробьевой, О.С.Ушаковой и Л.М.Клариной о возможном  применении символов в процессе развития речи ребенка с нарушениями речи. Способ развития речи при помощи наглядного моделирования  опирается на зрение – наиболее сохранный анализатор у ребенка с речевой патологией. При зрительном подкреплении материал не только легче запоминается, но и лучше усваивается.

Опорные картинки, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный, рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

• в-третьих, я  учу  детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.     

   Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка, но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы  исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки  кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические  случаи, анекдотические нелепицы,  а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально. Скороговорки  будят фантазию ребенка, являются отличным помощником в развитии чувства рифмы и силы голоса.

Скороговорка  для детей – это веселая и безобидная игра.

Вся  прелесть скороговорки  в том, что  с первого раза ее ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры  скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно  труднее.

Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным, помогают научиться четко выговаривать и правильно разговаривать, что способствует развитию языковых возможностей.

 Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Здесь указывается на понимание того, что говорит ребенок.

 Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. При планировании воспитательно - образовательного  процесса я подбираю скороговорки на  закрепление  правильного произношения звука.  (В работе подобраны скороговорки на все звуки)

Рисунок подсказывает направление мысли, поэтому наглядное моделирование  имеет определенную ценность при ознакомлении со скороговорками, запоминании их, у ребенка возникает ощущение системного устройства языка, где слова начинают существовать не разобщено, а «семьей», «объединением», словосочетанием.

Прежде всего я подобрала нужное количество коротких скороговорок на длительный срок, распределив их на каждый закрепляемый звук. Перед детьми ставлю учебную задачу: послушать и внимательно посмотреть, как произносится скороговорка, постараться запомнить картинки - заместители, научиться говорить ее  отчетливо.

  1. Текст произносится в замедленном темпе, четко, выделяется  часто встречающийся  звук.
  2. Ритм скороговорки прохлопывается.
  3. Проговаривается хором, индивидуально.
  4. Проговаривается без звука (одними губами), шепотом, тихо, громко, с выражением: грустно, весело, высоким, низким голосом.
  5. Вся фраза произносится быстро.
  6. Скороговорка произносится  несколько раз подряд, без перерыва.

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Постепенно эти занятия я разнообразила  следующими приемами: повторять скороговорки "по заявкам" детей, роль ведущего  дети распределяют сами; повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: "Из-за леса, из-за гор…"; второй ряд: "Едет дедушка Егор!". Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про покупки, про покупочки мои!" Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.

Опыт моей работы может быть использован педагогами дошкольных учреждений, которых интересует вопрос использования малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать презентацию 

Список литературы.

1. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] /Т. В. Большева. - СПб. «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2001.- 143 с.

2. Инновации – в логопедическую практику [Текст] / сост. О.Е.Громова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

3. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи [Текст] / Р.А. Кирьянова. - СПб., 2006. – 126 с.

4. Климчук, Н.И. Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими ОНР [Текст] // Логопед. 2008. - №2. – с.

5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.

6. Омельченко,Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи[Текст] / / Логопед. 2008.-№4.- с. 102-115

7. Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР дошкольников [Текст] // Логопед для ДОУ. 2005. - №1. – с. 7-12

8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

9. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

Объявления

 

Меню

Опрос

Как Вы отдыхаете летом?