Get Adobe Flash player

29 августа 2016 года в ЗАТО Железногорск прошел III Образовательный форум, где я, Наталья Михайловна Семенова, представила сообщение на тему: «Игровое пособие «Хоровод «Круглый год».

 

    Многим хорошо известна такая загадка: «Приходит к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. Кто они?» Ответ на эту загадку найти несложно, стоит лишь представить этих гостей: cедого (белого, cтpoгого, снежного), молодого (растущего, зеленого), скачущего (живого, полного сил и энергии),  плачущего (унылого, xмypого). Для  взрослого установление ассоциативных рядов  - один из путей, ведущих к разгадке. Расшифровка символа «гость» еще один шаг в поиске ответа: гость приходит и уходит, время общения с ним ограничено. Третья  подсказка рассчитана на логику, ведь гостей четверо. (А много ли явлений, объединенных этим числом, нам известно?)

    Взрослый начнет свой путь в поисках разгадки с логики, дополняя вероятные ответы непротиворечивыми ассоциациями, постепенно «дорисовывая», «достраивая» возникающие версии и догадки. Ребенок-дошкольник первым делом попытается представить гостей: старого, молодого, прыгучего, плаксивого. Конкретные знания о временах года, об их количестве, о характерных особенностях помогут отыскать ключ к разгадке лишь на втором этапе.

 Сформировать у детей представления о смене времен года - задача не из простых, у маленького ребенка опыт «проживания» в том или ином периоде времени не закреплен в силу невозможности обобщений в столь «глобальных» масштабах,ведь субъективно год для малыша гораздо длиннее этого же периода для взрослого. Да и сами изменения в природе не всегда очевидны: трудно почувствовать границу между весной и летом, осенью и зимой. На календаре весна, а за окном мороз и снег... Дары щедрого лета продаются в магазинах круглогодично. Да и цветы в настоящее время городскому ребенку не подсказка: хризантемы можно встретить в цветочных лавках весной, тюльпаны осенью, розы - зимой.

    Образ жизни современного человека, особенно городского, гораздо меньше зависит от смены времен года по сравнению с нашими предками, для которых сезонный круг имел не только регламентирующий, но и практический, символический, обрядовый смысл. Недаром времена года наделялись в народной культуре признаками, свойственными человеку: они приходили, подкрадывались, спорили между собой, вступали в свои права и даже приходились друг другу в одних случаях родственниками, в других - антагонистами. Названия месяцев на Руси были неслучайными и отражали характер их носителей: например, апрель - снегогон, сентябрь - хмурень, октябрь - грязник, декабрь -cтужайло. Олицетворение времен года и отдельных месяцев предполагало и соответствующее отношение к ним: уважительное, доброе, участливое. Древние люди стремились жить в гармонии с природой: как гостя встретишь, так и время с ним проведешь.

Способность воспринимать окружающий мир как родственный человеку сохраняется и в наше время в художественной культуре любого народа, а также в традициях народной педагогики. Ребенку свойственна антропоморфность мышления: образ мира во многом выстраивается для него из олицетворенных объектов и явлений. Именно эта особенность сближает ребенка с художником и поэтом.


Создание игрового пособия «Хоровод «Круглый год» ребятам дошкольного возраста дало возможность почувствовать себя сопричастным времени, открыть для себя красоту, настроение, характер каждого месяца. Источником, питавшим художественные образы, послужили поговорки и загадки, наблюдения сезонных изменений в природе, отражение характерных особенностей времени в пейзаже, натюрморте и сюжетном рисунке, восприятие образа времени через музыку, поэзию, танец.

Игровое пособие изготовлено из пластмассовой платформы, картонного резного круга, бумаги, приспособлений для воздушных шаров.

В пособие входят: 4 дерева, символизирующие времена года, 12 кукол – месяца года, вращающаяся платформа со стрелкой и креплениями для кукол. Деревья и куклы выполнены детьми.

 

Куклы - соседи похожи друг на друга: держась за руки, они символизируют непрерывность и последовательность годового цикла. Летние и зимние, весенние и осенние месяцы заметно различаются между собой цветовой гаммой, деталями, общим настроением.

Как использовать  пособие:

     Дидактические игры:

v «Когда это бывает?»

v «Какое время года?»

v «Расскажи словами от имени куклы – месяца».

v «Угадайте».

v «Давайте пофантазируем».

v «Бывает – не бывает».

v «Это правда или нет?»

v «Что за чем?»

А также: рассматривание кукол, беседы, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок, составление коротких рассказов.

Игры с использованием этого пособия помогают:

  • Познакомить детей или закрепить их знания о сезонных изменениях в природе;
  • Отмечать характерные признаки времен года;
  • Закреплять умение сравнивать, находить сходства и различие между месяцами года;
  • Развивать у детей память, мышление, воображение;
  • Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметами одежды;
  • Развить интерес к живой природе, умение видеть прекрасное в каждом времени года.

А еще – это вполне самостоятельный художественный объект, способный украсить интерьер группы.

   Данное пособие будет полезно детям любого дошкольного возраста, педагогам, родителям.

 

С уважением, воспитатель 10 группы, Наталья Михайловна Семенова

 

 

Объявления

 

Меню

Опрос

Как Вы отдыхаете летом?