Get Adobe Flash player

Главная задача физического развития в дошкольном учреждении – обеспечить всестороннюю физическую подготовку каждого ребенка, помочь приобрести запас умений и навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни.
Подвижные игры являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношении, развитии психофизических качеств и эмоционально-волевой сферы.

Подвижные игры делятся на:
- Игры с различными видами движений: ходьбой, бегом, прыжками, лазанием, ползанием, метанием. Совершенствуют выполнение детьми основных видов движений, развивают быстроту, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве, координацию движений.
- Игры с предметами: с мячом, с обручами, с набивными мешочками, с лентами, со скакалками. Закрепляют умения и навыки детей действовать с физкультурным инвентарем.
- Сюжетные игры: с выполнением ролей героев сказок, животных, насекомых.  Развивают творческие способности детей, фантазию, инициативу, организованность.
- Эстафетные игры: с последовательным выполнением заданий. Помогают быстрее осмысливать двигательные задания, повышают двигательную, мыслительную, активность детей, совершенствуют двигательную память, воспитывают смелость, взаимовыручку, создают общность радостных переживаний, вызывают уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи.

Игры к лексическим темам.
Игры малой подвижности.


«Подарки»


Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребенок – в центре. Играющие идут по кругу и говорят:
Принесли мы вам подарки. Кто захочет, тот возьмет -
Вот вам кукла с лентой яркой, конь, волчек и самолет.
С окончанием слов останавливаются, водящий называет, какой из подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчек – кружатся, если самолет – бегут по кругу. Дети выполняют движения под следующие слова:
Скачет конь наш чок, чок, чок, Дети бегут по кругу с высоким
Слышен топот быстрых ног. подниманием колена.
Кукла, кукла, попляши, Пляшут на месте, повернувшись в круг.
Красной лентой помаши.
Вот как кружится волчек, Кружатся на месте и присаживаются.
Прожужжал и на пол лег.
Самолет летит, летит, Подняв руки в стороны, бегут по кругу
Летчик смелый в нем сидит. на носочках.
Ребенок, стоящий в кругу выбирает следующего водящего. Игра повторяется.

 

«Звуковая цепочка»

Цели: развивать фонематические представления, быстроту реакции,

активизировать словарь.

Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от одного игрока к другому. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.

Например: весна – автобус – слон – нос- сова…

 

«Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Цель: закреплять умение добавлять слог до слова.

Педагог говорит детям: «Я произнесу первую часть слова, а вы вторую, например: са-хар, са-ни».

Затем педагог поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.

 

«Мяч бросай и животных называй»

(четко фрукты называй, транспорт быстро называй и т.д.)

Цели: расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов;

развивать внимание и память, учить соотносить родовые и видовые понятия.

Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Например:

- домашние животные: корова, лошадь, коза, кошка…

- транспорт: трамвай, автобус, поезд, самолет…


«Я знаю пять имен девочек»

(пять имен мальчиков, названий животных, цветов)

Цели: расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов;

развивать быстроту реакции, ловкости.

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен девочек: Лена, Таня, Соня, Лиза, Катя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками, ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой, левой рукой на месте.

 

«Скажи ласково»

Цели: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-

ласкательных суффиксов, развивать ловкость, быстроту реакции.

Мячик маленький поймай

И словечко приласкай.

Педагог, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например «шар»), а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет второе слово («шарик»). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – шапочка, белка – белочка.

Книга – книжечка, ложка – ложечка. Голова – головка, картина – картинка.

Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. Кукла – куколка, свекла – свеколка.

Коса – косичка, вода – водичка. Жук – жучок, дуб – дубок.

Вишня – вишенка, башня – башенка.

 

Игры с различными видами движений.

Игры с предметами.

«Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу ведущего оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные, то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно ведущий подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге детям, и берутся за руки. После этого игра повторяется.

«Лошади»

На конюшне стоят лошади, недалеко от них сидят на скамейках конюхи с вожжами. Старший конюх подходит к какой-нибудь деревянной поверхности, и отбивает примерно 15-18 ударов. За это время конюхи быстро выводят лошадей, запрягают их и выстраиваются друг другом. На сигнал: «Поехали!» скачут галопом. По сигналу «Лошади испугались» разбегаются в разных направлениях. Конюхи ловят и отводят лошадей в конюшню. Дети меняются ролями, игра повторяется.

Правила: успеть построится, пока слышны удары; правильно, ритмично выполнять галоп; ловить можно любую лошадь; лошадь не должна убегать из конюшни.

Усложнение: каждый конюх делает себе тройку лошадей.

«Охотник и зайцы»

Из числа играющих выбирают двоих: охотника и бездомного зайца. Остальные – «зайцы». Каждый из них занимает свой «домик». Воспитатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать бездомного зайца. Убегая от охотника, тот петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой из них и встать за спиной хозяина. В тот же момент этот заяц превращается в бездомного, покидает домик и убегает от гоняющегося теперь за ним охотника. Как только охотник догоняет зайца и дотрагивается до него рукой, они меняются: заяц становится охотником, а охотник – зайцем.

«Ослик-тяжеловоз»

Цели: активизировать движения детей; развивать осязание, ориентировку

в пространстве; позабавить детей.

Для игры готовятся разные предметы, которые можно прицепить к одежде или надеть на человека, повязка для глаз. Одного из играющих выбирают на роль «ослика». Ему завязывают глаза и водят по комнате. «Ослик» должен одной рукой ощупывать разные предметы, которые ему дают потрогать остальные участники игры, а потом сказать, что это такое. То, что не угадано, прицепляют к одежде «ослика», вешают, надевают. Делают это, пока он не окажется нагруженным с головы до ног. Тогда снимают повязку с глаз.

«Волк и овцы»

Из числа играющих выбирают «Волка», остальные дети – «Овцы». У каждого из детей- «Овец» в руках скрученная веревка (или скакалка). По сигналу, «Овцы» разбегаются в различных направлениях, а «Волк» старается их догнать, и задеть рукой. Если это удается, ребенок- «Овца» отбрасывает веревку от себя, в сторону, и убегает. «Волк» должен поднять веревку. Если «Волк» во второй раз догонит эту же «Овцу» и заденет рукой, то она выходит из игры. Игра продолжается некоторое время, затем веревки подсчитываются, выбирается новый «Волк», игра повторяется.

Народные игры

«Золотые ворота»

Из числа играющих считалкой выбирают Водящего, и дают ему цветок. Дети стоят по кругу парами, взявшись за руки. Играющие поднимают руки вверх, образуя «Ворота».

Дети идут по кругу и произносят слова:

В золотые ворота проходите господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз, не пропустим вас!

Водящий в это время идет навстречу детям, проходя «Ворота», цветок в руке должен быть поднят на столько, чтобы он касался рук детей. На последние слова дети внезапно опускают руки вниз, все останавливаются. Водящий выбирает ребенка из той пары, перед которой остановился, и образует пару с ним. Второму ребенку из пары он отдает цветок, он становится следующим Водящим. Игра повторяется.

Эстафетные игры

«Замени предмет»

Дети распределяются на команды и становятся параллельными колоннами. Перед каждой колонной в 7-8 м. от стартовой черты на полу положено по обручу, в центре которых набивной мешочек (шишка, кубик или другой предмет). У первых участников (капитанов) в руках по предмету. Первые участники, по сигналу, бегут к обручам, кладут туда свой предмет, а берут другой, возвращаются бегом обратно и, передав предмет следующим участникам, встают в конец колонны. Следующие участники выполняют те же действия.

Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

«Колобок»

Дети распределяются на команды и становятся параллельными колоннами. Перед каждой колонной в 2 м. от стартовой черты положены гимнастические маты. У первых участников (капитанов) в руках мяч (диаметр 20 см.) – колобок.

Первые участники с мячом в руках подбегают к мату, ложатся на него поперек (ноги вместе, мяч в прямых руках вверху) и выполняют перекаты до конца мата. Затем на четвереньках, с опорой на локти, они проползают с мячом в руках под 4-5 дугами (высота 50-60 см.), поставленными последовательно на расстоянии 70-80 см. одна от другой в 2 м. от гимнастического мята. После этого участники подбегают к обручу (диаметр 100 см.), в котором хаотично положены игрушки зверей – персонажей сказки «Колобок», берут игрушку и с ней, и с мячом бегом возвращаются к своей команде. Передав мяч следующие участники выполняют те же действия. Побеждает команда, игроки которой последовательно брали игрушки, согласно сюжету сказки «Колобок»: зайца, волка, медведя и лису.

«Змей Горыныч»

Дети распределяются на команды и становятся параллельными колоннами. В колонне участники строятся по трое. Перед каждой колонной в 8-10 м. от стартовой черты установлена поворотная стойка. Взявшись за руки, первые тройки участников прыгают на двух ногах до поворотной стойки, обегают ее и так же, прыжками, возвращаются обратно. Передав эстафету следующей тройке, они встают в конец колонны. Следующие тройки участников выполняют те же действия. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.