Get Adobe Flash player
Цель: доказать, что  движения ребенка и  его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.
Оборудование: шишки, массажные шарики, пальчиковый театр, сухой бассейн.
Простые игры с участием пальчиков и ручек, да еще и в сопровождении детской песенки, стишка или потешки - не просто поднимут настроение Вашему малышу, но будут иметь и оздоровительный эффект. Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогаем ему быстрее овладеть речью.
Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи. Есть вывод ученых, что чем лучше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Как малышу с задержкой развития речи, так и малышу, речь которого развивается своевременно - будут полезны пальчиковые игры. В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи. Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка. Параллельно Вы расширите кругозор ребенка новыми для него словами и понятиями. Например: части тела, действия, названия каждого пальчика, понятия вверх-вниз, громко-тихо, названия животных и как они разговаривают и т.д.
Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
 
 
Пальчиковые игры
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком .
 
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
 
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
 
УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

 
ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

 
КАПУСТКА

Мы капустку рубим - рубим,

Мы капустку солим - солим,

Мы капустку трем - трем,

Мы капустку жмём - жмём.

Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

 
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

 
МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Р-р-р!"

Два быка: "Му-у!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх.

Затем имитировать движения волн и рыбок.

 
РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

 

 
ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один

Обхватить правй ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения

Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого.

Затем соединять, начиная с мизинца

 
МЫ ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг скок, прыг скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Ритмично сжимать и разжимать кулаки.

пальчики " скачут" по столу

указательный и средний пальцы вытянуть вверх,

 остальные выпрямить и соединить.

пальчики "скачут" по столу.

- легкие движения кистями рук вправо влево

погрозить пальчиком.

На последнюю помахать пальцами обеих рук

Зайчик
Зайка серый скачет ловко.        Локтем   опереться   на   стол,
В лапках у него морковка.       указательный и средний паль­цы развести  в             
                                                    стороны,   ос­тальные сжать в кулачок.

ЗАМОК

 

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком повертели,

Мы замочком покрутили

Мы замочком постучали,

Постучали, и открыли!

Пальцы в замочек, слегка покачивать

"замочком" впередназад

Повертеть "замочком"

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Показать ладошки.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить

 

С ДОБРЫМ УТРОМ!

   
 

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?

С добрым утром, солнце!
Я - проснулся!
(проснулась)

Указательными пальцами поглаживать глаза
Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

 
 

Ладонями поглаживать уши
Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

 
 

Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши

 
 

Поглаживание коленок
Потопать ногами

 
 

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)

 
       
МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой
Избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На Маланью все глядели,

И все делали вот так...

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Сложить руки углом,
показать избушку.

Показать семь пальцев.

Очертить брови пальцами.

Растопыренные ладони поднести к ушам.

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Очертить большой круг вокруг головы.

Показать руками большую окладистую бороду

Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

Дети показывают загаданные действия

Коза
Идет коза рогатая                       Пальцы рук поджать, только
за малыми ребятами.                  указательный   и  мизинец  держать
— Кто кашу не ест,                    выпрямленными. Это —
молоко не пьет,                         «коза».  Со словами «забодаю»
Забодаю, забодаю!                     «козу» «напускать» на ребенка

БРАТЦЫ

 

Засиделись в избушке братцы.

Захотел меньшой прогуляться

Да скучно ему гулять одному.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Да скучно им гулять двоим.

Зовут братца втроем прогуляться.

Грустно старшим сидеть в избе.

Зовут они братцев домой к себе.

Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно .
 
МАШИНА КАША
Маша каши наварила,               (Указательным   пальцем  правой  руки
Маша кашей всех кормила.        дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку,                    (Загибают   по   одному   пальчику   на
Жучке  — в плошку,                  левой руке.)
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,                  (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала.            (Сдувают «крошку» с ладошки.)
Дом и ворота.
На поляне дом стоит,       «Дом»   изобразить   двумя   руками,
                                            крышу дома — пальцы левой и пра­вой рук
                                           соприкасаются друг с дру­гом.
Ну а к дому путь закрыт.  Правая и левая руки повернуты ла­донями к себе,
                                           средние пальцы со­прикасаются друг с другом,
                                           боль­шие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем,     Ладони разворачиваются параллель­но друг другу.
В этот домик приглашаем.
 
«Дом».
На базар ходили мы
Растирание пальцев рук массажными шариками
На базар ходили мы,                мизинцы
Много груш там и хурмы,       безымянные
Есть лимоны, апельсины,        средние
Дыни, сливы, мандарины,        указательные
Но купили мы арбуз —            большие
Это самый вкусный груз!         пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
 
Деревья
Даем ребенку колючий мяч или шишку. Ребенок катает мяч или шишку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник!